Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/3797
Полная запись метаданных
Поле DCЗначениеЯзык
dc.contributor.authorФогель, Тетяна Миколаївна-
dc.date.accessioned2014-01-20T08:51:01Z-
dc.date.available2014-01-20T08:51:01Z-
dc.date.issued2013-09-30-
dc.identifier.citationФогель, Т. М. Виховання культури міжетнічних стосунків підлітків у процесі позакласної роботи [Текст] : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед.наук :13.00.07 - теорія і методика виховання / Т. М. Фогель ; ТНПУ ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2013. – 19 с.uk_UA
dc.identifier.urihttp://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/3797-
dc.descriptionЗахист відбувся 31 жовтня 2013 р. об 1100 годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58.053.01 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка (зала засідань, вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027). З дисертацією можна ознайомитися в бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027.uk_UA
dc.description.abstractДисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.07 – теорія і методика виховання. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Міністерство освіти і науки України. – Тернопіль, 2013. У дисертації досліджено проблему виховання культури міжетнічних стосунків підлітків у процесі позакласної роботи. Проаналізовано стан її виховання у психолого-педагогічній літературі та уточнено сутність основних понять дослідження. На основі аналізу літературних джерел та практики роботи сучасної школи розкрито сутність та структуру феномену «культура міжетнічних стосунків підлітків». Конкретизовано критерії й показники рівнів її вихованості. Виявлено та обґрунтовано педагогічні умови виховання культури міжетнічних стосунків підлітків у процесі позакласної роботи. Розроблено модель реалізації педагогічних умов виховання культури міжетнічних стосунків підлітків у процесі позакласної роботи та експериментально перевірено їх ефективність.uk_UA
dc.description.abstractДиссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.07 – теория и методика воспитания. – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Министерство образования и науки Украины. – Тернополь, 2013. В диссертации исследуется проблема воспитания культуры межэтнических отношений подростков в процессе внеклассной работы. Проанализировано состояние воспитания культуры межэтнических отношений в психолого-педагогической литературе и уточнена сущность основных понятий исследования. Культура межэтнических отношений определена как духовно-моральное качество личности, которое позволяет воспринимать интересы этносов, народностей в процессе экономической, политической, социальной и духовной жизни на принципах свободы, равноправия, взаимопомощи, мира и толерантности. В работе обоснована важность воспитания культуры межэтнических отношений подростков, как особенной возрастной категории, в процессе внеклассной работы, так как она способствует созданию доброжелательных отношений между детьми разных национальностей, представителей различных этнических групп, а также формированию навыков общения, поведения, в основе которых лежит эмпатия, этоноэмпатия, толерантность, компромиссы и уважение к окружающим. Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы ценностей, которые принимаются обществом. На основании анализа литературных источников и практики работы современной школы раскрыта сущность и структура феномена «культура межэтнических отношений подростков», в содержании которого выделены такие компоненты: личностный, включающий в себя такие качества личности, как: толерантность, эмпатия и этноэмпатия; социокультурный, который подразумевает сформированность у подростков комплекса знаний про этнокультурное разнообразие социума и являющегося основой для определенных действий или деятельности в целом; практический, обеспечивающий подростков способностью устанавливать доброжелательные отношения с представителями разных этносов, ориентироваться в различных ситуациях межличностного взаимодействия, эффективно устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, основой которых являются знания и чувственный опыт личности, а также вступать в социальные контакты с целью достижения коммуникативных задач в пределах межличностных отношений. Конкретизированы критерии воспитанности культуры межэтнических отношений подростков и их показатели (эмоционально-ориентированный (ориентированность на толерантное восприятие взглядов и мыслей представителей различных этносов, осознание собственной принадлежности к определенному этносу, наличие этноэмпатия); гностически-информационный (осведомленность с проявлениями культуры различных этносов, знания о характерных особенностях различных этносов, знания особенностей взаимодействия между представителями разных этносов); коммуникативно-конативный (умение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими, наличие коммуникативных умений эффективного общения с представителями различных этносов, умение творчески использовать культурный потенциал различных этносов в организации внеклассных мероприятий). В процессе констатирующего эксперимента выявлены в процентном отношении уровни воспитанности культуры межэтнических отношений подростков: высокий, средний, низкий. Результаты констатирующего эксперимента показали, что необходима целенаправленная работа по воспитанию культуры межэтнических отношений подростков в процессе внеклассной работы. Выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания культуры межэтнических отношений подростков в процессе внеклассной работы: стимулирование целенаправленного развития этноэмпатии у подростков, актуализация и обогащение знаний подростков про особенности этносов, вовлечение подростков в создание эмоционально-положительной литературно-языковой среды. Целенаправленное развитие этноэмпатии у подростков стимулировалось проведением игрового социально-психологического тренинга по развитию эмпатии и цикла воспитательных часов по воспитанию толерантности. Актуализация и обогащение знаний подростков про особенности этносов обеспечивалось проведением праздников «Моя Родина – моя Украина», «Нашего цвета – по всему свету», «Украина - многокультурная», циклом классных часов, в ходе которых обсуждались анкеты «Особенности русского (еврейского, болгарского, польского и др.) этносов». Вовлечение подростков в создание эмоционально-положительной литературно-языковой среды осуществлялось проведением внеклассного мероприятия «Посиделки за чаем», урока-путешествия «England», цикла тематических мероприятий по иностранным языкам «Листая календарь», вечера «Спасибо за языки без границ». Разработана модель реализации педагогических условий воспитания культуры межэтнических отношений подростков в процессе внеклассной работы. В модели выделены следующие компоненты: цель, содержание, формы и методы воспитательной работы, компоненты, педагогические условия и этапы их реализации, диагностический инструментарий, а именно: критерии оценки, показатели воспитанности культуры межэтнических отношений и результат. Результатом внедрения модели реализации педагогических условий воспитания культуры межэтнических отношений подростков в процессе внеклассной работы стал позитивный динамический рост у подростков уровня воспитанности культуры межэтнических отношений.uk_UA
dc.description.abstractThesis for the candidate degree of Pedagogical sciences, specialty 13.00.07 – Theory and Methods of Education. – Ternopil Volodymyr Hnatiuk National Pedagogical University, Department of education and science of Ukraine. – Ternopil, 2013. The thesis is dedicated to the problem of upbringing of culture of interethnic relations of the teenagers during the out-of-class work. On the basis of psychological and pedagogical literature the state of upbringing of culture of interethnic relations of the teenagers is analyzed and essence of the main concepts of investigation is specified. Based on the analysis of the literary sources and the practices of the modern school, the essence and structure of the phenomenon “culture of interethnic relations of the teenagers” are revealed. Criteria, indexes and levels of breeding culture of interethnic relations of the teenagers are determined. Pedagogical conditions of upbringing of culture of interethnic relations of the teenagers are theoretically motivated. The model of realization of pedagogical conditions of upbringing culture of interethnic relations of the teenagers is built and experimentally checked.uk_UA
dc.language.isoukuk_UA
dc.publisherТернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюкаuk_UA
dc.subjectкультура міжетнічних стосунківuk_UA
dc.titleВиховання культури міжетнічних стосунків підлітків у процесі позакласної роботиuk_UA
dc.title.alternativeВоспитание культуры межэтнических отношений подростков в процессе внеклассной работыuk_UA
dc.title.alternativeUpbringing of culture of interethnic relations of the teenagers during the out-of-class workuk_UA
dc.typeThesisuk_UA
dc.typeThesisuk_UA
Располагается в коллекциях:13.00.07 - Теорія і методика виховання

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Fogel.pdf289,95 kBUnknownПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.