Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/32128
Название: Методологічні засади оцінки конкурентного потенціалу підприємства
Другие названия: METHODOLOGICAL BASES OF ESTIMATION OF THE COMPETITIVE POTENTIAL OF ENTERPRISE
Методологические основы оценки конкурентного потенциала предприятия
Авторы: Сарай, Наталія Ізидорівна
Библиографическое описание: Сарай Н. І. Методологічні засади оцінки конкурентного потенціалу підприємства // Сталий розвиток економіки. 2019. № 1 (42). С. 97-103
Дата публикации: 2019
Ключевые слова: конкурентний потенціал
конкурентоспроможність продукції
конкурентоспроможність підприємства
методи оцінки
система показників
індикатори
competitive potential
competitiveness of products
enterprise competitiveness
methods of evaluation
system of indicators
indicators
конкурентный потенциал
конкурентоспособность продукции
конкурентоспособность предприятия
методы оценки
система показателей
индикаторы
Краткий осмотр (реферат): Мета. Розробка теоретичних, методологічних положень і практичних рекомендацій щодо визначення категорії «конкурентний потенціал підприємства», обґрунтування основних методів оцінки конкурентного потенціалу та визначення послідовності проведення оцінки конкурентного потенціалу підприємства. Методика дослідження. Теоретичною і методологічною основою дослідження є положення сучасної економічної теорії, наукові праці вітчизняних і зарубіжних вчених щодо вивчення категорії «конкурентний потенціал підприємства». Для досягнення поставленої мети було використано такі загальнонаукові методи дослідження: системно-структурного й термінологічного аналізу – для впорядкування понятійно-термінологічного апарату щодо економічного змісту категорії «конкурентний потенціал підприємства»; групування, порівняння і теоретичного узагальнення – для класифікації методів оцінки конкурентного потенціалу підприємства та послідовності її проведення; індукції та дедукції – для визначення системи індикаторів конкурентного потенціалу підприємства; абстрактно-логічний – для теоретичного узагальнення і формулювання висновків. Результати. Обґрунтовано економічну суть категорії «конкурентний потенціал підприємства». Визначено класифікацію методів оцінки конкурентного потенціалу підприємства. Запропоновано послідовність проведення оцінки конкурентного потенціалу підприємства. Визначено перелік індикаторів (критеріїв), які можуть розглядатися як ключові показники конкурентоспроможності та охоплювати найбільш важливі аспекти визначення рівня та ефективності використання потенціалу підприємства. Наукова новизна. Узагальнено теоретико-методологічні дослідження щодо визначення категорії «конкурентний потенціал підприємства», запропоновано класифікацію методів оцінки конкурентного потенціалу підприємства за рядом класифікаційних ознак, обґрунтовано різні методичні підходи щодо його оцінки та сформовано перелік індикаторів для визначення ефективності використання конкурентного потенціалу підприємства. Практична значущість. Запропоновано рекомендації, якими визначено умови забезпечення ефективного використання конкурентного потенціалу підприємства, зокрема: комплексна взаємодія всіх елементів, з яких він складається (виробничий, фінансовий, інноваційний, інформаційний, людський потенціал тощо); використання основних методів оцінки конкурентного потенціалу та визначення послідовності її проведення на вітчизняних підприємствах; використання системи індикаторів конкурентного потенціалу підприємства.
Purpose. The aim of the article is development of theoretical, methodological and practical recommendations for the definition of the category of "competitive potential of the enterprise", substantiation of the basic methods of estimation of the competitive potential and determination of the sequence of conducting an assessment of the competitive potential of the enterprise. Methodology of research. The theoretical and methodological basis of the research is the principles of modern economic theory, scientific works of domestic and foreign scientists regarding the study of the category of "competitive potential of the enterprise". To achieve this purpose we used general scientific methods of research such as systemstructural and terminological analysis – for studying conceptual-terminology apparatus of the category of "competitive potential of the enterprise"; grouping, comparison and theoretical generalization – for the classification of methods for assessing the competitive potential of the enterprise and the sequence of its implementation; induction and deduction – to determine the system of indicators of the competitive potential of the enterprise; abstract and logical – for theoretical generalization and formulation conclusions. Findings. The economic essence of the category "Competitive potential of the enterprise" is substantiated. The classification of methods for assessing the competitive potential of the enterprise is determined. The sequence of evaluation of the competitive potential of the enterprise is offered. The list of indicators (criteria) that can be considered as key indicators of competitiveness is defined and covers the most important aspects of determining the level and efficiency of using the potential of the enterprise. Originality. Theoretical and methodological researches on the definition category «competitive potential of the enterprise» are generalized, the classification of methods for assessing of competitive potential of the enterprise is proposed. The list of indicators to determine the effectiveness of using the competitive potential of the enterprise is formed. Practical value. The recommendations, which determine the conditions for ensuring the effective use of the competitive potential of the enterprise, are proposed, in particular: complex interaction of all elements of the competitive potential (production potential, financial potential, innovation potential, information potential, human potential, etc.); use of the basic methods of assessing the competitive potential and determining the sequence of its conduct at domestic enterprises; use of the system of indicators of the competitive potential of the enterprise.
Цель. Разработка теоретических основ и практических рекомендаций по определению категории «конкурентный потенциал предприятия», обоснование основных методов оценки конкурентного потенциала, а также определение последовательности проведения конкурентного потенциала предприятия. Методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования являются тезисы современной экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных учёных касательно изучения категории «конкурентный потенциал предприятия». Для достижения поставленной цели были использованы такие общенаучные методы исследования: системно-структурного и терминологического анализа – для исследования понятийно- терминологического аппарата экономического содержания категории «конкурентный потенциал предприятия»; группирования, сравнения и теоретического обобщения – для классификации методов оценки конкурентного потенциала предприятия и последовательности её проведения; индукции и дедукции – для определения системы индикаторов конкурентного потенциала предприятия; абстрактно-логический – для теоретического обобщения и формулирования выводов. Результаты. Обоснована экономическая сущность категории «конкурентный потенциал предприятия». Определена классификация методов оценки конкурентного потенциала предприятия. Предложена последовательность проведения оценки конкурентного потенциала предприятия. Определён перечень индикаторов (критериев), которые могут рассматриваться как ключевые показатели конкурентоспособности и охватывать наиболее важные аспекты определения уровня и эффективности использования потенциала предприятия. Научная новизна. Обобщены теоретико-методологические исследования относительно определения категории «конкурентный потенциал предприятия», предложена классификация методов оценки конкурентного потенциала предприятия за рядом классификационных признаков, обоснованы различные методические подходы касательно его оценки и сформирован перечень индикаторов для определения эффективности использования конкурентного потенциала предприятия. Практическая значимость. Предложены рекомендации, которые определяют условия обеспечения эффективного использования конкурентного потенциала предприятия, в частности: комплексное взаимодействие всех составляющих элементов (производственный, финансовый, инновационный, информационный, человеческий потенциал); использование основных методов оценки конкурентного потенциала и определение последовательности её проведения на отечественных предприятиях; использование системы индикаторов конкурентного потенциала предприятия.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/32128
Располагается в коллекциях:Статті

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Sarai.pdf1,66 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.