Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/3793
Название: Навчання іноземних мов у загальноосвітній школі України (друга половина ХХ століття)
Другие названия: Обучение иностранным языкам в общеобразовательной школе Украины (вторая половина ХХ века)
Foreign languages teaching in the secondary school in Ukraine (the second half of the XX century)
Авторы: Кравчук, Лілія Василівна
Библиографическое описание: Кравчук, Л. В. Навчання іноземних мов у загальноосвітній школі України (друга половина ХХ століття) [Текст] : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед.наук :13.00.01 - загальна педагогіка та історія педагогіки / Л. В. Кравчук ; ТНПУ ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2013. – 18 с.
Дата публикации: 30-сен-2013
Издательство: Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
Ключевые слова: іншомовна підготовка учнів
шкільна навчальна література з іноземних мов
Краткий осмотр (реферат): Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.01 – загальна педагогіка та історія педагогіки. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Міністерство освіти і науки України. – Тернопіль, 2013. У дисертації здійснено комплексне дослідження проблеми навчання іноземних мов у загальноосвітній школі України другої половини ХХ ст.: визначено тенденції іншомовної підготовки учнів; виявлено соціально-історичні передумови та обґрунтовано періодизацію навчання іноземних мов у загальноосвітній школі України другої половини ХХ ст., що представлена такими етапами: 1949–1959 рр. – становлення іншомовної підготовки учнів в умовах розбудови системи освіти у повоєнний період; 1960−1970 рр. – навчання іноземних мов в умовах реформування загальноосвітньої школи; 1971−1990 рр. – здійснення іншомовної підготовки в умовах посилення психологічної складової наук у цій галузі; 1991−2001 рр. – навчання іноземних мов в умовах державної незалежності України. У межах кожного етапу проаналізовано дидактико-методичне забезпечення навчання іноземних мов; охарактеризовано форми, методи і засоби навчання; розкрито особливості підготовки вчителя
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика и история педагогики. – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Министерство образования и науки Украины. – Тернополь, 2013. В диссертации осуществлено комплексное исследование проблемы обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе Украины во второй половине ХХ века. На основе ретроспективного анализа иноязычной подготовки определены тенденции иноязычной подготовки и перспективы использования положительного опыта на современном этапе. Выявлено социально-исторические предпосылки введения иностранных языков в массовую школьную практику. Выделены и научно обоснованы этапы обучения иностранным языкам: 1949 –1959 гг. – становление иноязычной подготовки в условиях развития системы образования в послевоенный период; 1960−1970 гг. – обучение иностранным языкам в условиях реформирования общеобразовательной школы; 1971−1990 гг. – осуществление иноязычной подготовки в условиях усиления психологической составляющей наук в этой области; 1991−2001 гг. – обучение иностранным языкам в условиях государственной независимости Украины. Анализ дидактико-методического обеспечения обучения иностранным языкам в исследуемый период осуществлялся по следующим критериям: научная обоснованность учебных планов и программ, их соответствие уровню развития педагогики и методической науки на конкретном историческом этапе; изменения в количестве часов, предназначенных для изучение иностранных языков; изменения требований к уровню овладения иностранным языком. Учебная литература по этому учебному предмету исследовалась с использованием описательного и структурно-функционального анализа. Основные тенденции каждого из определенных этапов: −1949−1959 гг. − наблюдается тенденция к уменьшению количества часов на изучение иностранных языков. Учебные программы перегружены грамматическим материалом; чрезмерное увлечение переводными формами работы привело к доминированию родного языка на уроке иностранного. Имели место трудности, связанные с недополучением школами учебников; − 1960−1970 гг. − в учебных планах заметно колебание учебных часов: сначала их увеличение в связи со школьной реформой 1960−1965 гг., а затем уменьшение в результате переосмысления последствий реформы и нормирования учебной нагрузки учащихся. В учебных программах задекларировано требование усилить практическую направленность изучения иностранных языков, развивать умения и навыки устной речи и чтения без словаря; заметна перегрузка учебных программ и учебников второстепенным материалом. Государством принято ряд мер, направленных на повышение качества школьных учебников; − 1971−1990 гг. − заметна относительная стабильность в учебных часах, выделенных на изучение иностранных языков (1971−1979 гг.); зафиксировано наименьшее количество часов, отведенных на изучение иностранных языков в выпускных классах. Приоритет отдан развитию устной речи, особенно диалогической; усилились требования к практическому владению всеми видами речевой деятельности. В учебниках реализуется личностно-деятельностный подход к процессу обучения иностранным языкам, создаются пособия для учащихся; − 1991−2001 гг. − на протяжении всего десятилетия наблюдается тенденция к росту количества часов на изучение иностранных языков; введено изучение иностранных языков в начальной школе; зафиксировано максимальное количество часов, выделенных на изучение иностранных языков (4,5 часов, 2001 г.). В учебных программах основной акцент сделан на практическом владении языком и иноязычной культурой; реализован компетентностный подход к изучению иностранных языков; отражены требования Общеевропейских рекомендаций по языковому образованию. Процесс создания учебников на этом этапе характеризуется вариативностью и коммуникативной направленностью. В рамках каждого из этапов охарактеризованы формы, методы и средства обучения; раскрыты особенности подготовки учителя иностранных языков; определены перспективы совершенствования обучения иностранным языкам в современных общеобразовательных учебных заведениях с использованием историко-педагогического опыта. Установлено, что началом развития современных методов обучения иностранным языкам можно считать возникновение в 70-е гг. ХХ века суггестивного метода Георгия Лозанова, который заключался в использовании неосознанных возможностей личности. Позже был осуществлен переход к коммуникативному обучению, которое используется в современной школе. Проведен анализ процесса становления профессиональной подготовки учителя иностранных языков. Выяснено, что первая половина 50-х гг. ХХ века обозначена идеологическим и политическим характером подготовки педагогов. Вторая половина 60-х гг. характеризуется завершением «сталинского этапа» в развитии советского образования – этапа полного регламентирования всех аспектов педагогической теории и практики – и постепенным изменением государственной политики в области образования. К концу 70-х гг. ХХ века завершилась апробация подготовки педагогов по специальности «иностранный язык» в формате двухпрофильного педагогического образования и накопления опыта подготовки учителя по двум специальностям.
The dissertation for obtaining the scientific degree of the Candidate of Pedagogical Sciences in speciality 13.00.01 – General Pedagogy and History of Pedagogy. – Ternopil Volodymyr Hnatiuk National Pedagogical University, Ministry of Education and Science of Ukraine. – Ternopil, 2013. The dissertation deals with the complex research of the problem of foreign languages teaching in the secondary school in Ukraine in the second half of the twentieth century. Tendencies of foreign languages training of pupils have been determined. There have been discovered the social and historical preconditions and scientifically grounded the periodization that includes such stages: 1949−1959 – foreign languages teaching in conditions of rebuilding of educational system in the postwar period; 1960−1970 – foreign languages teaching in conditions of school reforms; 1971−1990 – foreign languages teaching in conditions of strengthening of psychological component of science in foreign languages; 1991−2001 – foreign languages teaching in conditions of state independence of Ukraine. Within each historical stage the didactic and methodological supply of foreign languages teaching has been analyzed; forms, methods and means of teaching have been characterized; the peculiarities of preparation of teacher of foreign languages have been revealed; the prospects of using of positive experience in the modern school have been determined.
Описание: Захист відбудеться 31 жовтня 2013 року о 13.30 на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58.053.01 в Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка (зала засідань, вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027). З дисертацією можна ознайомитись у бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/3793
Располагается в коллекциях:13.00.01 - Загальна педагогіка та історія педагогіки

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Kravchuk.pdf288,77 kBUnknownПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.