Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/3843
Название: Формування дидактичної культури майбутніх науково-педагогічних кадрів в умовах аспірантури
Другие названия: Формирование дидактической культуры будущих научно-педагогических кадров в условиях аспирантуры
Development of didactic culture of the future scientific and pedagogical staff under conditions of postgraduate study
Авторы: Авраменко, Богдана Володимирівна
Библиографическое описание: Авраменко, Б. В. Формування дидактичної культури майбутніх науково-педагогічних кадрів в умовах аспірантури [Текст] : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед.наук :13.00.09 - теорія навчання / Б. В. Авраменко ; ТНПУ ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2014. – 18 с.
Дата публикации: 23-дек-2013
Издательство: Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
Краткий осмотр (реферат): Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.09 – теорія навчання. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Міністерство освіти і науки України. – Тернопіль, 2014. У дисертації досліджено проблему формування дидактичної культури майбутніх науково-педагогічних кадрів в умовах аспірантури. Визначено сутність і компонентно-функціональну структуру дидактичної культури аспірантів як майбутніх науково-педагогічних кадрів, уточнено критерії та показники, схарактеризовано рівні її сформованості. Виявлено й обґрунтовано дидактичні умови, на їх підставі спроектовано й експериментально перевірено технологію формування дидактичної культури майбутніх науково-педагогічних кадрів у процесі їх навчання в аспірантурі. Конкретизовано зміст понять ,,дидактичне пізнання”, ,,дидактичне проектування”, ,,дидактичне спілкування”, ,,дидактична діяльність”, ,,дидактичний менеджмент” науково-педагогічних кадрів.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.09 – теория обучения. – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Министерство образования и науки Украины. – Тернополь, 2014. Диссертация посвящена научно-теоретическому осмыслению проблемы формирования дидактической культуры будущих научно-педагогических кадров в условиях обучения в аспирантуре, которая значительно актуализировалась в связи с интенсивным развитием национального и европейского пространства высшего образования под действием факторов глобализации и евроинтеграции. Теоретически обосновано, что дидактическая культура – это интегральная характеристика профессионализма научно-педагогических кадров как субъектов дидактического познания, проектирования, общения и деятельности, которая отражает меру соблюдения ими гуманистических ценностных ориентаций и прогрессивных дидактических требований к организации современного процесса обучения в высшей школе. Дидактическая культура будущих научно-педагогических кадров – это такой способ самопрезентации, который обеспечивает гуманистическую и интеллектуально-творческую направленность их личности как эффективно действующих субъектов дидактического познания, проектирования, сотрудничества и сотворчества, содействующего прогрессивному развитию теории и практики высшего образования. Конкретизировано, что целостную структуру дидактической культуры аспирантов как научно-педагогических кадров современного вуза составляют четыре компонента: предметный, выполняющий информационно-познавательную функцию и обеспечивающий овладение ими системой дидактических знаний по проектированию, конструированию и организации процесса обучения в высших учебных заведениях, а также способов его дидактического познания; технологический, который выполняет инструментально-прогностическую функцию и способствует практической реализации задач дидактической деятельности преподавателя высшей школы; аксиологический, выполняющего ценностно-ориентационную функцию и обеспечивающего ориентацию на прогрессивные концептуальные идеи и дидактические принципы, соблюдение деонтологических правил и этических норм при взаимодействии с участниками дидактического общения; субъектный, который выполняет рефлексивно-творческую функцию и содействует непрерывному профессионально-личностному саморазвитию организатора научно-образовательного процесса высшей школы. Продемонстрировано, что эффективность формирования дидактической культуры будущих научно-педагогических кадров в учебном процессе аспирантуры зависит от создания ряда дидактических условий, а именно: структурирование содержания курса „Педагогика высшей школы” в логике реализации профессиональных функций преподавателя как субъекта дидактического познания, проектирования, общения и деятельности; активизация учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности аспирантов во время проведения семинарских занятий средствами задачного и имитационно-игрового подходов; актуализация их познавательных интересов к разработке и реализации индивидуальных маршрутов саморазвития в качестве носителей дидактической культуры; моделирование ситуаций успеха при внедрении аспирантами образовательных инноваций и персональных дидактических проектов в течение прохождения научно-педагогической (ассистентской) практики. С учетом выделенных дидактических условий в ходе проведения эксперимента подтверждена эффективность разработанной технологии формирования дидактической культуры будущих научно-педагогических кадров, которая представлена в виде специально спроектированной системы организации их дидактической подготовки в аспирантуре, предполагающей соответствующее обеспечение мотивационно-целевого, концептуального, содержательно-процессуального и результативного блоков. В результате проведения опытно-экспериментальной работы охарактеризованы уровни (высокий, достаточный, средний и низкий) сформированности дидактической культуры аспирантов как будущих научно-педагогических кадров высшей школы, выявлены ее критерии (когнитивный, деятельностный, мировоззренческий, креативный) и показатели (дидактическая эрудиция, дидактическое мастерство, дидактическая зрелость, дидактический потенциал). Конкретизированы определения и соотношение понятий ,,дидактическое познание”, ,,дидактическое проектирование”, ,,дидактическое общение”, ,,дидактическая деятельность”, ,,дидактический менеджмент” научно-педагогических кадров высшей школы.
Thesis for the Candidate degree in Pedagogy, speciality 13.00.09 – Theory of Teaching. – Ternopil Volodymyr Hnatiuk National Pedagogical University, Ministry of Education and Science of Ukraine. – Ternopil, 2014. In the thesis the problem of development of didactic culture of the future scientific and pedagogical staff under conditions of postgraduate study has been researched. The essence and structure of didactic culture of the future scientific and pedagogical staff have been defined; its criteria and indices have been specified; its development levels have been determined. Didactic conditions have been defined and grounded; on the basis of them the technology of didactic culture of the future scientific and pedagogical staff under conditions of postgraduate study has been worked out and tested. The definition of the notions ,,didactic cognitive process”, ,,didactic designing”, ,,didactic communication", ,,didactic activity”, ,,didactic management” has been improved.
Описание: Захист дисертації відбудеться 30 січня 2014 р. о 14 год. на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58.053.01 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка за адресою: зала засідань, вул. М. Кривоноса 2, м. Тернопіль, 46027. З дисертацією можна ознайомитись у бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. М. Кривоноса 2, м. Тернопіль, 46027.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/3843
Располагается в коллекциях:13.00.09 - Теорія навчання

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Avramenko.pdf316,49 kBUnknownПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.