Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/4229
Название: Розвиток творчих математичних здібностей учнів ліцею засобами інформаційних технологій
Другие названия: Развитие творческих математических способностей учащихся лицеев средствами информационных технологий
Development of mathematical creative abilities of students of the Lyceum by means of information technologies
Авторы: Маланюк, Наталія Михайлівна
Библиографическое описание: Маланюк, Н. М. Розвиток творчих математичних здібностей учнів ліцею засобами інформаційних технологій [Текст] : автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. пед. наук : 13.00.09 - теорія навчання / Н. М. Маланюк ; Тернопільський нац. пед. ун-т ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2014. – 19 с.
Дата публикации: 27-фев-2014
Издательство: Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
Краткий осмотр (реферат): Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.09 – теорія навчання. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Міністерство освіти і науки України. – Тернопіль, 2014. У дисертації з’ясовано сутність та структуру (творче математичне мислення, творча активність, стратегіальна тенденція розуміння, творче сприймання, стійка позитивна мотивація учіння математики) творчих математичних здібностей учнів ліцею. Конкретизовано критерії, які їх визначають. Виявлено та теоретично обґрунтовано комплекс дидактичних умов, які сприяли розвитку творчих математичних здібностей учнів ліцею засобами інформаційних технологій: формування позитивної мотивації та стійкого інтересу до вивчення предметів математичного циклу через упровадження інноваційних технологій; створення творчого навчального середовища відповідно до критеріїв його ефективності; активізація самостійної навчально-пізнавальної діяльності учнів ліцеїв із використанням елементів евристичного навчання; застосування інформаційних навчально-методичних комплексів («Жива математика», Advanced Grapher, DG, GeoGebra, Gran). Розроблено модель реалізації дидактичних умов розвитку творчих математичних здібностей учнів ліцею засобами інформаційних технологій, ефективність якої доведено ймовірнісними методами.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.09 – теория обучения. – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Министерство образования и науки Украины. – Тернополь, 2014. Диссертация посвящена проблеме развития творческих математических способностей учащихся нематематических лицеев. В исследовании определены сущность и структура (творческое математическое мышление, творческая активность, стратегиальная тенденция понимания, творческое восприятие, устойчивая положительная мотивация учения математики) творческих математических способностей. С целью детального изучения данных компонентов были установлены критерии, которые их предопределяют: время, которое необходимо для применения того или иного знания в нестандартной ситуации; количество и качество решенных разноуровневых задач за единицу времени; качество решения задач творческого характера; умение применять учебную информацию в нестандартных ситуациях; уровень сформированности учебно-познавательной мотивации. Для каждого критерия были определены показатели: для творческого математического мышления – высокий уровень знаний учащихся, повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся по математике; для творческого восприятия – умение сосредоточиться на задаче; полнота восприятия, точность восприятия; для творческой активности – уровень сформированности самостоятельной творческой деятельности лицеистов; для стратегиальной тенденции понимания – уровень проявления стратегиальной тенденции; для устойчивой положительной мотивации учения – достаточный и высокий уровни сформированности мотивации учащихся лицеев к учебно-познавательной деятельности. В соответствии с установленными критериями нами были определены уровни сформированности (низкий, средний, достаточный, высокий) творческих математических способностей. В ходе исследования проблемы определены и проанализированы дидактические влияния (мотивационный, развивающий, стимулирующий, контролирующий, операционный, информационный, моделирующий, структурно-логический) информационных технологий на развитие творческих математических способностей учеников. Исследуя проблему развития творческих математических способностей учащихся лицея средствами информационных технологий, определен и теоретически обоснован комплекс дидактических условий, способствовавших этому процессу: формирование положительной мотивации и устойчивого интереса к изучению предметов математического цикла через внедрение инновационных технологий, создание творческого учебной среды в соответствии критериям его эффективности, активизация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся лицеев с использованием элементов эвристического обучения, применение информационных учебно-методических комплексов («Живая математика», Advanced Grapher, DG, GeoGebra, Gran). В процессе исследования разработана модель реализации дидактических условий развития творческих математических способностей учащихся лицея средствами информационных технологий. Структурными составляющими разработанной модели есть: целевая, мотивационная, содержательная, операционная, результативная, дидактически-условная. Применение модели реализации дидактических условий развития творческих математических способностей учащихся лицея средствами информационных технологий способствовало существенному повышению уровня творческих математических способностей учащихся лицеев.
Dissertation for a Candidate Degree in Pedagogical Sciences, specialty 13.00.09 – Theory of Teaching. – Ternopil Volodymyr Hnatiuk National Pedagogical University, Ministry of Education and Science of Ukraine. – Ternopil, 2014. The thesis clarified the nature and structure of creative mathematical abilities of students of the Lyceum: creative mathematical thinking, creative activity, strategic and trend insight, creative perception, strong positive motivation for learning mathematics. The criteria that define them have been specified. There has been revealed and theoretically grounded the complex of didactic conditions that contributed to the development of creative mathematical abilities of students of lyceum by means of information technologies: formation of positive motivation and sustained interest in the study of mathematical objects cycle through the introduction of innovative technologies; making a creative learning environment with eligibility efficiency; activation of self-teaching and learning of high school students of lyceum with elements of heuristics; the use of teaching information systems (“Living mathematics”, Advanced Grapher, DG, GeoGebra, Gran). The model of implementation of didactic conditions of development of students’ creative mathematical abilities by means of information technologies, the effectiveness of which has been proved by probabilistic methods, has been worked out.
Описание: Захист відбудеться 27 березня 2014 року о 1230 год. на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58. 053. 01 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка (зала засідань, вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027). З дисертацією можна ознайомитися в бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/4229
Располагается в коллекциях:13.00.09 - Теорія навчання

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Malanyuk.pdf323,34 kBUnknownПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.