Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/4230
Назва: Дидактичні умови формування усвідомленого ставлення до навчання в учнів початкової школи
Інші назви: Дидактические условия формирования осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы
Didactic formation of the junior school pupils' comprehensive attitude to the process of studying.
Автори: Майбородюк, Наталя Дмитрівна
Бібліографічний опис: Майбородюк, Н. Д. Дидактичні умови формування усвідомленого ставлення до навчання в учнів початкової школи [Текст] : автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. пед. наук : 13.00.09 - теорія навчання / Н. Д. Майбородюк ; Тернопільський нац. пед. ун-т ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2014. – 20 с.
Дата публікації: 21-лют-2014
Видавництво: Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
Короткий огляд (реферат): Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі спеціальності 13.00.09 – теорія навчання. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Міністерство освіти і науки України. – Тернопіль, 2014. У дисертації здійснено аналіз стану проблеми формування усвідомленого ставлення до навчання, обґрунтовано структуру усвідомленого ставлення до навчання в учнів початкової школи на основі мотиваційного, емоційного, діяльнісного, творчого компонентів. Розроблено критерії, показники й рівні усвідомленого ставлення до навчання в учнів початкової школи. Виявлено, науково обґрунтовано та експериментально перевірено сукупність дидактичних умов формування усвідомленого ставлення до навчання в учнів початкової школи (активізація мотиваційного ресурсу у стратегіях навчання; урахування індивідуально-психологічних особливостей учнів молодшого шкільного віку у процесі адаптивного використання особистісно орієнтованих технологій навчання; дотримання положень компетентнісного та системно-діяльнісного підходів до навчання на засадах інтегральної єдності, що передбачає розвиток і стимулювання творчого потенціалу учнів на константній основі), інструментом реалізації яких є відповідна дидактична модель.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.09 – теория обучения. – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Министерство образования и науки Украины. – Тернополь, 2014. Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы. Во введении обоснован выбор темы диссертации, её актуальность и связь с научными программами, планами, темами, сформирован научный аппарат исследования, освещен комплекс использованных в работе методов, определены научная новизна и практическая значимость работы. В диссертации осуществлен анализ разработанности проблемы формирования осознанного отношения к обучению, определены составляющие процесса осознания и структурные компоненты (мотивационный, эмоциональный, деятельностный, творческий) осознанного отношения к обучению. Обусловлены дидактические особенности формирования осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы: мотивация учебной деятельности младших школьников, их позитивное отношение к обучению, обеспечение личностного развития каждого ученика, привлечение учащихся к творческой деятельности. Определены показатели и критерии анализа по каждому компоненту в отдельности. Выявлены и обоснованы уровни осознанного отношения учеников начальных классов к обучению: высокий, достаточный, средний и начальный. Определение уровней осознанного отношения к обучению основывалось на выявленных показателях каждого компонента осознанного отношения к обучению у учеников начальных классов. Научно обоснована совокупность дидактических условий формирования осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы: активизация мотивационного ресурса в стратегиях обучения; учет индивидуально-психологических особенностей учеников младшего школьного возраста в процессе адаптированного использования личностно ориентированных технологий обучения; соблюдение положений личностного и системно-деятельностного подходов в обучении на принципах интегрального единства, что предусматривает развитие и стимулирование творческого потенциала учеников на константной основе. Построено дидактическую модель реализации дидактических условий формирования осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы, которая состоит из блоков: ориентационного, констатирующего, формирующего и аналитико-результативного. С целью определения уровня осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы (покомпонентно) были использованы методики тестирования учащихся: уровня мотивации достижения успеха по шкале оценивания Ю. Орлова, уровня творческого мышления по модифицированным тестам Дж. Гилфорда; анкетирование учеников касательно их отношения к учебным предметам Г. Казанцевой. Также был проведен анализ продуктов учебной деятельности учеников и классных журналов. Обеспечение положительной динамики уровней осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы способствовало использование в учебном процессе серии уроков, построенных по принципам личностно ориентированного обучения, нестандартных уроков разных типов (урок-игра «Брейн-ринг», урок в стихотворной форме, интегрированный урок, урок-исследование, урок-состязание, урок с использованием ИКТ), тренинговых занятий («Я смогу достичь успеха»). Функционирование процесса формирования осознанного отношения у учеников начальной школы обеспечено применением интерактивных методов обучения (проблемно-поисковый: создание проблемной ситуации, постановка проблемного задания, проектов, обучение в сотрудничестве, обучение с использованием ИКТ), приемов технологии развития критического мышления («мозговая атака», «кубик», «круг идей», «сенкан», «ассоциативный куст», чтение с обозначениями), игровых технологий. Экспериментальная проверка внедренной дидактичной модели формирования осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы подтвердила эффективность построения учебно-воспитательного процесса с учетом предложенных дидактичных условий, направленных на решение поставленной проблемы. Зафиксированные прогрессивные изменения в формировании осознанного отношения к обучению у учеников ЭГ доказывают предположение, что при условии активизации мотивационного ресурса в стратегиях обучения, построения процесса обучения по принципам личностно ориентированной технологии, развитии и стимулировании творческого потенциала учеников, высокий и достаточный уровни осознанного отношения к обучению у учеников начальной школы улучшатся. Внедрение в начальный процесс уроков по принципам личностно ориентированного обучения, нестандартных уроков разных типов, тренинговых занятий, использование во время обучения интерактивных методов обучения, методов создания чувства успеха, приёмов технологии развития критического мышления обеспечило этот процесс. В результате этой проверки было выявлено, что формирование осознанного отношения к обучению у учеников начальных классов с использованием разработанной дидактической модели прошло успешно. Разработана программа методического практикума для учителей начальных классов и студентов педагогических вузов направления подготовки 6.010102 «Начальное образование» по теме «Формирование осознанного отношения у учеников начальной школы к учебной деятельности».
Thesis the scientific degree of the candidate of pedagogical sciences in the specialty 13.00.09. – Theory of Teaching. – Ternopil Volodymyr Hnatiuk National Pedagogical University, Department of education and science of Ukraine. – Ternopil, 2014. The thesis gives the analysis of different problems connected with the formation of comprehensive attitude of the pupils to the process of studying. It outlines the structural components of this process. The work deals with different levels of educational process in junior classes. The set of didactic conditions for formation of awareness in relation to teaching junior pupils are found, scientifically research and experimentally proved (motivation recourse activation in educational strategies; considering individual and psychological characteristics of junior students in the process of adaptive using personality oriented educational technologies; following the basis of competence and systematic active approaches to studying according to integral unity with means the development and stimulation of pupils' creative potential based on constant basis) the tool for the realization of those is the didactic model.
Опис: Захист відбудеться «27» березня 2014 року о 10.00 годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58.053.01 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка за адресою (зала засідань) вул. Максима Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027. З дисертацією можна ознайомитись у бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. Максима Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/4230
Розташовується у зібраннях:13.00.09 - Теорія навчання

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Maiboroduik.pdf295,88 kBUnknownПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.