Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/4487
Назва: Теоретичні і методичні засади фізико-математичної підготовки старшокласників до навчання в технічному університеті
Інші назви: Теоретические и методические основы физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете
Theoretical and Methodological Principles of Physico-Mathematical Training of Senior Secondary School Pupils for Their Studies at a Technical University
Автори: Муранова, Наталія Петрівна
Бібліографічний опис: Муранова, Н. П. Теоретичні і методичні засади фізико-математичної підготовки старшокласників до навчання в технічному університеті [Текст] : автореф. дис. на здоб. наук. ступ. д-ра пед. наук : 13.00.09 - теорія навчання / Муранова Наталія Петрівна ; Тернопільський нац. пед. ун-т ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2014. – 40 с.
Дата публікації: 18-сер-2014
Видавництво: Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
Короткий огляд (реферат): Дисертація на здобуття наукового ступеня доктора педагогічних наук зі спеціальності 13.00.09 – теорія навчання. – Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, Тернопіль, 2014. Дисертація присвячена комплексному цілісному аналізу методології, теорії і практики доуніверситетської фізико-математичної підготовки старшокласників до навчання в технічному університеті. Обґрунтовано теоретико-методологічні засади, проаналізовано практику навчальної діяльності з доуніверситетської фізико-математичної підготовки старшокласників. Викладено визначення базових категорій дослідження – «фізико-математична підготовка до навчання в технічному університеті», «доуніверситетська підготовка», «комплексне науково-методичне забезпечення». Обґрунтовано принципи доуніверситетської фізико-математичної підготовки старшокласників до навчання в технічному університеті. Розроблено й експериментально перевірено модель дидактичної системи доуніверситетської фізико-математичної підготовки старшокласників до навчання в технічному університеті та авторське комплексне науково-методичне забезпечення цієї підготовки. Здійснено прогностичне обґрунтування розвитку доуніверситетської фізико-математичної підготовки старшокласників до навчання у вищій технічній школі.
Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.09 – теория обучения. – Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка, Тернополь, 2014. Диссертация посвящена комплексному целостному анализу методологии, теории и практики доуниверситетской физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете. В диссертации обоснованы теоретико-методологические основы доуниверситет-ской физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете; определены ведущие методологические подходы – системный, деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный. Теоретически обосновано понятийно-категориальный апарат исследования. Сформулировано авторское определение физико-математической подготовки к обучению в техническом университете как процесса и результата формирования совокупности специальных физико-математических знаний и умений, а также личностных качеств старшеклассника, необходимых для поступления и последующего обучения в техническом университете, которые обеспечиваются системой организационных, дидактических, методических и информационных ресурсных возможностей технического университета. Обоснованы основные принципы доуниверситетской физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете – общеметодологические и конкретно-научные (специальные, педагогические и функциональные). На основании анализа опыта деятельности Института доуниверситетской подготовки Национального авиационного университета Украины и примененного в исследовании логико-структурного подхода обоснованы содержание и структура доуниверситетской физико-математической подготовки старшеклассников. Основные проблемы такой подготовки проанализированы на нормативно-правовом и организационном уровне. Определены технологические компоненты ее реализации – целевой, мотивационный, содержательно-когнитивный, организационо-деятельностный, рефлексивный, результативный. Теоретически обоснована дидактическая система доуниверситетской физико-математической подготовки старшеклассников, разработана и экспериментально проверена модель её реализации. Разработано комплексное научно-методическое обеспечение доуниверситет-ской физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете. Осуществлен контент-анализ его сущности и содержания (по критериям соответствия Госстандартам, научности, дифференци-рованности, прогнозирования, логичности и целесообразности, доступности, самостоятельности, адресности). Раскрыта роль авторских учебных и учебно-методических пособий и материалов как важнейшего компонента комплексного научно-методического обеспечения. Мониторинг результатов педагогического эксперимента подтвердил высокую эффективность комплексного научно-методического обеспечения доуниверситетской физико-математической подготовки старшеклассников. С учётом результатов проведенного исследования спрогнозировано развитие доуниверситетской физико-математической подготовки старшеклассников к обучению в техническом университете в отечественной системе образования. Определены основне направления повышения эффективности внедрения авторского комплексного научно-методического обеспечения доуниверситетской физико-математической подготовки старшеклассников – синхронизация с требованиями Государственных стандартов базового и полного общего среднего образования; формирование системы ожидаемых результатов во время выполнения задач; соответствие модулей в содержании физики и математики в доуниверситетской подготовке старшеклассников требованиям к рейтинговой системе оценивания учебных достижений. Прогностическое обоснование осуществлено на общегосударственном (определение доуниверситетской подготовки старшеклассников как промежуточного звена между школой и вузом), отраслевом (разработка соответствующих нормативних документов доуниверситетской подготовки старшеклассников) уровнях, а также на уровне общеобразовательной школы (развитие профильного обучения, согласование школьных программ с научно-методическим обеспечением вуза) и высшего ученого заведения (реализация отраслевых стандартов в организации доуниверситетской подготовки старшеклассников).
Doctoral dissertation in Pedagogics (Speciality 13.00.09 – Theory of training. – Ternopil Volodymyr Gnatiuk National Pedagogical University, Ternopil, 2014). The dissertation is devoted to a complex, integrated analysis of the methodology, theory, and practice of pre-university physico-mathematical training of senior secondary school pupils for their studies at a technical university. The work justifies the theoretical and methodological foundations and analyzes the practical pre-university physico-mathematical training of senior secondary school pupils. The following fundamental categories of research are defined in the work: physico-mathematical training for studies at a technical university, pre-university training, complex methodological support. Principles of pre-university physico-mathematical training of senior secondary school pupils for their studies at a technical university have been justified. A model didactic of the system of pre-university physic-mathematical training of senior pupils for their studies at a technical university and an original complex methodological have been developed and verified experimentally. A prognostication has been made for the development of pre-university physic-mathematical training of senior pupils for their studies at a technical university.
Опис: Захист відбудеться 19 вересня 2014 року о 10.00 год. на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58.053.01 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка (зала засідань, вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027). З дисертацією можна ознайомитися в бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка за адресою: вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027).
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/4487
Розташовується у зібраннях:13.00.09 - Теорія навчання

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Muranova.pdf435,04 kBUnknownПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.