Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/6067
Название: Дидактичні умови реалізації інноваційних форм навчальної діяльності студентів коледжів у процесі вивчення суспільствознавчих дисциплін
Другие названия: Дидактические условия реализации инновационных форм учебной деятельности студентов колледжей в процессе изучения обществоведческих дисциплин
Didactic Сonditions for Innovative Forms of College Students’ Educational Activity Realization in the Process of Social Science Disciplines Studies
Авторы: Гурська, Ольга Василівна
Библиографическое описание: Гурська, О. В. Дидактичні умови реалізації інноваційних форм навчальної діяльності студентів коледжів у процесі навчання суспільствознавчих дисциплін : автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. пед. наук : 13.00.09 - теорія навчання / Гурська Ольга Василівна ; Тернопільський нац. пед. ун-т ім. В. Гнатюка. – Тернопіль, 2015. – 19 с.
Дата публикации: 28-дек-2015
Издательство: Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка
Ключевые слова: інноваційні форми навчальної діяльності
інноваційні форми навчання
взаємонавчання
самонавчання
дидактичні умови
критерій
показник
лекція-соціалізації
семінар-соціалізації
Краткий осмотр (реферат): Роботу присвячено теоретичним і практичним основам реалізації інноваційних форм навчальної діяльності студентів коледжів у процесі вивчення суспільствознавчих дисциплін. Уточнено поняттєво-категоріальний апарат дослідження, а саме сутність термінів: «інноваційні форми навчальної діяльності», «інноваційні форми навчання», «суспільствознавчі компетентності». Виявлено й теоретично обґрунтовано сукупність дидактичних умов як основи для розробки відповідної дидактичної моделі реалізації інноваційних форм навчальної діяльності студентів коледжів. Експериментально перевірено її ефективність у процесі вивчення суспільствознавчих дисциплін. Отримані результати та висновки можуть бути використані у практиці навчальної роботи коледжів.
Работа посвящена теоретическим и практическим основам реализации инновационных форм учебной деятельности студентов колледжей в процессе изучения обществоведческих дисциплин. В ходе исследования уточнен понятийно-категориальный аппарат исследования, а именно, сущность терминов: «инновационные формы учебной деятельности», «инновационные формы обучения», «обществоведческие компетентности». Инновационные формы учебной деятельности – это способы активного взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые характеризуются нетрадиционным творческим подходом к организации учебного занятия и основываются на способности к превентивно-пропедевтическому проектированию и импровизации преподавателя. Актуализуются основные инновационные формы учебной деятельности студентов через имплементацию вариативности форм, методов, приемов и средств взаимо - и самообучения, а именно: взаимообучение, включающее активную работу в парах, малых группах, коллективно-групповую деятельность и различные виды самообучения с помощью новейших информационных (офлайн) и Интернет (онлайн) технологий. На основе комплексного анализа современного состояния обучения обществоведческих дисциплин и учитывая специфику учебной деятельности студентов колледжей, впервые раскрывается содержание понятий «лекция социализации» и «семинар социализации». В организации учебной деятельности студентов колледжей необходимо следовать индивидуальным стратегиям обучения, реализация которых предполагает принятия во внимание специфики возрастных особенностей контингента студентов; полиструктурности построения учебного процесса; особенностей иерархизации изучения блока обществоведческих дисциплин в колледже; целесообразности применения инновационных форм учебной деятельности во время изучения обществоведческих дисциплин. Изучение блока обществоведческих дисциплин обеспечивает трехуровневую подготовку студентов: общенаучная – составляет основу базовых знаний по обществоведческим дисциплинам, расширяя историческое, правовое, экономическое, философское образование; гуманитарная – направлена на изучение и усвоение закономерностей общественного развития, ценностей, мотивов деятельности; профессионально-ценностная – позволяет дополнить и конкретизировать знания, обучить и воспитать студента как конкурентоспособного специалиста. В ходе теоретического исследования обосновывается выявленная совокупность дидактических условий как базисная основа для разработки соответствующей функциональной дидактической модели реализации инновационных форм учебной деятельности студентов колледжей в процессе изучения обществоведческих дисциплин (создание стимулирующе-деятельностной инновационной образовательной среды интенсивного накопления обществоведческих знаний субъектами обучения; организация и осуществление комплексной активно-инволвационной социально-ценностной деятельности студентов (вариативность форм, методов, приемов и средств взаимо- и самообучения); превентивно-пропедевтическое проектирование дидактической адаптации субъектов образовательного процесса к инновационной специфике содержания и форм презентации и восприятия содержания обществоведческих дисциплин). В работе конкретизируются критерии оценивания качества учебного занятия (оценка профессиональной деятельности преподавателя, учебной деятельности студентов, содержания и способов изложения учебного материала, используемого учебно-методического обеспечения) и показатели их проявления согласно определенных уровней (недопустимого, критического, достаточного, высокого). Теоретические обобщения, выявленная совокупность дидактических условий обеспечили фундаментальную основу для разработки функциональной дидактической модели реализации инновационных форм учебной деятельности студентов колледжей в процессе изучения обществоведческих дисциплин, которая была имплементирована в образовательный процесс. Экспериментальным путем доказывается эффективность исследуемой модели. Полученные в ходе теоретико-экспериментального исследования результаты и выводы могут быть использованы в практике учебной работы колледжей в условиях постоянно развивающейся информационно-образовательной среды.
The work is dedicated to theoretical and practical fundamentals of application of innovation forms of college students’ educational activity in the process of social science disciplines study. The concept and categorical framework are specified, in particular, the main point of terms: «innovation forms of educational activity», «innovation teaching forms», «social science competence». Revealed and theoretically grounded the set of didactic conditions as a basis for the development of the appropriate didactic model of using the innovation forms of college students’ educational activity. It is experimentally approved in the process of social science disciplines study. Received results and conclusions can be used in the practice of educational work of colleges.
Описание: Захист відбувся 28 січня 2016 року о 13.30 на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 58.053.01 у Тернопільському національному педагогічному університеті імені Володимира Гнатюка за адресою: зала засідань, вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027. З дисертацією можна ознайомитись у бібліотеці Тернопільського національного педагогічного університету імені Володимира Гнатюка (вул. М. Кривоноса, 2, м. Тернопіль, 46027).
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://dspace.tnpu.edu.ua/handle/123456789/6067
Располагается в коллекциях:13.00.09 - Теорія навчання

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Hurska.pdf339 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.